НАУКА + БИЗНЕС=ИННОВАЦИИ

 

На прошлой неделе в президиуме Российской академии наук встретились представители научной общественности и российского бизнеса, чтобы обсудить пути возможного взаимодействия.

 

Поводом для встречи науки и бизнеса стало объявление результатов Отбора инновационных проектов молодых российских ученых, организованного Международной академией брэнда совместно с Российской академией наук. Среди 70-ти проектов – от нового пробиотического продукта, до портативных способов хранения водорода и создания наноматериалов с заранее заданными свойствами – как фундаментальные, так и прикладные исследования по 6 направлениям конкурса: энергетические технологии, информационные технологии, здоровье и качество жизни, экология, нанотехнологии, авиация, космос, машиностроение. Лучшие разработки, отобранные экспертным советом из академической среды, были предложены ведущим компаниям российского рынка для грантовой поддержки и финансирования.

Целью проведенного отбора, по словам президента Международной академии брэнда Марии Хохловой, было «проинформировать науку о запросах современного бизнеса и познакомить бизнес с возможностями и потенциалом российской науки». Отсюда и название проекта – «Брэнд и Наука».

Горячая дискуссия, поднятая участниками встречи, продемонстрировала, что поиск взаимопонимания является сегодня жизненно важным для российской науки и инвестиционно привлекательным для бизнеса.

Вице-президент РАН, академик Николай Добрецов открыл встречу с описания парадоксальной ситуации, сложившейся, по его мнению, на сегодняшний день. По словам академика, российские ученые сегодня в основном уезжают из страны и работают на зарубежных рынках. Так, около трети авторов инновационных проектов в США являются выходцами из нашей страны. При этом крупный отечественный бизнес, по мнению Л.Н. Добрецова, не доверяет российской науке – «крупные компании не воспринимают российские разработки, предпочитая покупать зарубежные технологии и лицензии «под ключ», так как связываться с нами, это потеря времени.» Дело в том, что даже хорошие российские разработки требуют времени на доработку или не в могут выдерживать график, требуемый бизнесом. Итак: российские ученые уезжают за рубеж, а российский бизнес приобретает технологии, произведенные на западе. По мнению Добрецова, причина этого парадокса – несовершенство законодательства и чиновничий произвол. «Для успешного развития инноваций в России совершенно необходимо участие трех игроков - государства, науки и бизнеса. Если тройки не будет – успеха не будет,» - утверждает академик.

Президент Фонда Династия Дмитрий Зимин продолжил тему утечки мозгов, приведя следующую статистику: Россия занимает меньше 1% на мировом рынке наукоемкой продукции, а США – 40%. При этом наши ученые-эмигранты только в США обеспечивают до 25% производства наукоёмкой продукции. «Может быть, одна из функций России – это способствовать появлению высокого человеческого интеллекта, - предположил Д.Б. Зимин, - а где он будет работать, это уже второе». Цель Фонда Династия, «развитие человеческого интеллекта», осуществляется через благотворительную поддержку фундаментальной науки. Инвестирование в наукоемкое производство в нашей стране, по мнению Д.Б. Зимина, сегодня невозможно, так как «произошла токсикация нефтью и газом, и ничего конкурентоспособного на мировом рынке из традиционных областей в России производиться не может».

Оценка бизнесом сложившейся ситуации оказалась гораздо более оптимистичной. По мнению Диониса Гордина, партнера Национальной сети бизнес-ангелов, последний год отмечен всплеском колоссального интереса к инвестициям в инновации. «Сейчас в Россию едут профессиональные люди, чтобы зарабатывать на венчурных проектах здесь, потому что есть рынок, в том числе, рынок научных разработок, которые достойны коммерциализации» - подчеркивает Дионис. Его компания отобрала некоторые из конкурсных разработок, чтобы подготовить их как бизнес-проекты для предложения инвесторам. Дионис уверен, что рынок инноваций в России активно растет, и что через два-три года большинство интересных предложений, которые сейчас есть на рынке, уже будут реализованы. А сегодня - есть научные разработки, есть бизнес-ангелы, которые готовы инвестировать в них на ранней стадии, растить их до уровня бизнес-проекта, и предлагать инвесторам.

Роль же государства в развитии инноваций, на примере тех же США, сводится к определению налоговых льгот для компаний, инвестирующих в научные проекты, и созданию условий, при которых ученые могут коммерцилизировать свои разработки и распоряжаться интеллектуальной собственностью.

Сергей Выходцев, президент компании VELLE, тоже с энтузиазмом относится к сотрудничеству бизнеса и науки, – «По своему опыту могу сказать, что те проекты, которые сейчас могут показаться странными, в недалеком будущем могут принести серьезные прибыли». Весь бизнес Сергея строился на инновациях – от первого напитка Инвайт, компоненты которого были разработаны сотрудниками кафедры неорганической химии Менделеевского института, до запущенного недавно на рынок Velle. Инновации при опытном менеджменте компаний способны создавать огромные бизнесы. Так Актимель, рынок которого сегодня составляет 5 млрд. долларов, своему рождению обязан штаммам микроорганизмов, созданных нашим соотечественником Ильей Мечниковым, интересу японской компании, впервые применившей их в производстве пробиотиков, и менеджменту мирового гиганта Данон. Сергей уверен, что в России сегодня есть интересные технологии, есть опытный менеджмент и возможность сотрудничества науки и бизнеса.

Последние 20 лет отмечены тенденцией увеличения роли бизнеса в финансировании научно-исследовательской деятельности во всех развитых странах. Государственные меры, направленные на активизацию сотрудничества научных организаций с промышленностью и бизнесом, привели к тому, что в период с 1981 по 2001 г. финансирование научных исследований в вузах Франции увеличилось на 80%, в Канаде – на 50%, в Греции, Финляндии, Италии – на 40%, в Нидерландах, Великобритании и США – в среднем на 26%.

Инновации – это сегодня необходимое условие успеха всех крупнейших мировых брэндов, от высокотехнологичных продуктов и фармацевтики до пищевой отрасли и производства одежды. Отношение инвестиций в НИОКР к обороту у самого быстрорастущего брэнда в мире Самсунг за последние 5 лет выросло с 5,9% до 9,4 % и составляет 5,1 млрд. долларов в год.

Международная Академия Брэнда уже начала активно предлагать проекты российским компаниям. Как отметила Мария Хохлова, – «в ходе обсуждений с бизнесом проект получил определенное развитие». Если изначально планировалась схема выделения корпоративных грантов для поддержки инновационных разработок ученых, то сегодня стало понятно, что способов взаимодействия бизнеса и науки, как минимум, три. Это, по-прежнему, грантовая поддержка разработок. Во-вторых, передача проектов бизнес-ангелам для доведения их до стадии бизнес-предложений для венчурного капитала. Третье – это поиск и заказ в научной среде исследований по заданиям российских компаний. С сентября Международная Академия Брэнда предполагает продолжить конкурс проектов среди российских ученых, но уже по конкретным заданиям от российских компаний.

«Мы рады, что проект получил такое развитие, и приложим все усилия, чтобы разработки наших ученых способствовали созданию конкурентных преимуществ российских компаний, - комментирует М. Хохлова, - ведь всё для этого уже есть - есть интересные проекты, есть заинтересованность со стороны бизнеса».

 

 
Подписка на новости
Послать коллеге